Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Гражданское и патриотическое воспитание

Гражданское и патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста

  

     Гражданское и патриотическое воспитание в учреждениях дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны.

  Интерес воспитанников к изучению объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами педагоги нашего учреждения учитывают педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых, культ человека, высокой морали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-познавательные впечатления ребёнка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические качества характерны только человеку. Чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

   Цель гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста - формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

   Задачи гражданского и патриотического воспитания определены в учебной программе дошкольного образования, а направления конкретизируются следующим тематическим содержанием.

История Беларуси: возникновение и развитие.

Задача:     формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа Беларуси;

- национальный язык и его ценность;  

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков, родословная, памятные места столицы, события Великой отечественной войны, защитники Отечества.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Символы Беларуси.

Задачи:     воспитывать гордость и уважение к государственным символам; формировать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

- символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;

- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

    Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси.

     Задачи  развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расширять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

- исторические памятники: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

    Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учётом индивидуальных возможностей.

Государственные и народные праздники.

Задачи:     учить осознавать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.

Содержание:

- государственные праздники: День конституции, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь;

- национальные праздники: Рождество, Коляды, Масленица, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Дожинки, День памяти.

      В ходе реализации данного направления у детей дошкольного возраста формируются личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близким и окружающим людям, потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности.

Люди, прославившие Беларусь.

Задачи:     воспитывать уважение к просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

- защитники Отечества;

- исторические личности;

- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искусстве.

   Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство.

Задачи:     расширять знания о культуре страны, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно развивающей среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

- народные промыслы: ткачество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

- народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, подготовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-  изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

     Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические. Предполагается активное познание окружающего мира: природного и предметного; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.

Белорусское народное творчество.

Задачи:     формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

- народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

- народный кукольный театр: оформление батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);

- белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

- народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.

     Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

  Содержание гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста реализуется в ходе трёхэтапного познавательного процесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образовательные области: от младшей до старшей группы содержание каждого направления обогащается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применяются различные его средства и методы.

    Результативность гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста определяется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

"Мы за мир на нашей голубой планете"

раскрыть » / « свернуть

Виртуальная экскурсия "Поезд Победы"

раскрыть » / « свернуть

"Поезд Победы". Фоторепортаж воспитанника средней группы Андрея Дударева

раскрыть » / « свернуть

Фотогалерея

раскрыть » / « свернуть

Роль музыки в гражданском и патриотическом воспитании дошкольников

раскрыть » / « свернуть

Содержание педагогической работы во второй младшей группе.

раскрыть » / « свернуть

Содержание педагогической работы в средней группе

раскрыть » / « свернуть

Содержание педагогической работы в старшей группе

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта