Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

26.08.2021

Музыкальные игры в семье

     Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников.

    В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальная игра являются важным средством развития музыкальной деятельности ребенка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты.

   Для музыкального воспитания и развития ребенка в семье предлагаем вам, родители, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоем, например ребенок и мама, так и всей семьей дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

 «ПЕСНЯ-ТАНЕЦ-МАРШ»

  Первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец) или спеть песню (если жанр песня). После выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр и т. д.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

   Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.

«СТУЧАЛКИ»

   Для этой игры нужны музыкальные инструменты. Если дома нет музыкальных инструментов, подойдут предметы, с помощью которых можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики и др. Желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

   Первый участник придумывает и «проигрывает» ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.

«БУДЕМ ПЕТЬ ПЕСЕНКУ ПО ЦЕПОЧКЕ»

    В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

   Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолета и поет на одном звуке: у-у-у-у-у, также участник изображает голосом приближающийся и улетающий самолет, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

«ЗАЙМИ МЕСТО»

   В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом. Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении образ животного или другого сказочного персонажа.

«ГРОМКО-ТИХО»

   Для игры подойдут 2 одинаковых предмета, но разные по размеру, например два кубика: большой и маленький. Первый участник поет отрывок песни, а второй должен показать с помощью предмета, как спел первый участник: большой кубик – громко, маленький кубик – тихо.

  Другой вариант игры. Первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. Второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

   Первый участник пропевает мелодию известной песни на любой слог (ля-ля-ля, на-на-на, второй участник должен угадать название песни. После правильного ответа, второй участник загадывает мелодию другому участнику и пропевает её и т. д.

«ОЖИВШАЯ ПЕСНЯ»

    Выберите вместе с ребёнком несложные в исполнении песенки, которые понравятся вам. Пойте её вместе с ребёнком. При этом вы не должны сидеть на месте. Добавляйте к пению движения рук, ног, мимику, делайте логические паузы, импровизируете.

   Вместе с ребёнком вы можете проиллюстрировать с помощью жестикуляции и движений то, о чём поётся в песенке. Например, если речь идет о солнышке, вы можете протянуть обе руки вверх, будто бы указывая на него. Если поётся о прогулке, изображайте, будто вы куда-то идёте, высоко поднимая колени. Если главные герои песни – животные, можно использовать реальные детские игрушки.

    Иллюстрирование темпа и ритма поможет научить малыша лучше чувствовать темп. Активно для этого используйте игрушки. Например, выберите для изучения песенку, где запев поётся медленнее, чем припев. Во время запева ведите игрушку по воздуху медленно, а тогда как начнётся припев – быстро. Такие несложные приёмы помогут ребёнку быстрее научиться петь. Он поймёт всю прелесть этого занятия и то, что петь нужно только от всего сердца.

    Визуализация песни также поможет ребёнку выучить текст песни намного быстрее. В голове ребёнка возникнут определённая последовательность движений, общий сюжет песенки. Останется лишь запомнить рифму.

 «РУПОР И ТРУБКА»

    Чтобы научить ребёнка петь, нужно заботиться не только о быстром запоминании текста песни, но и качестве её звучания из уст малыша. Во время обучения может случиться так, что ребёнок будет стесняться петь громко и пропевать все звуки чётко. В этом случае вы сможете оказать ребёнку психологическую помощь. Например, предложите ему спеть в рупор. Возьмите простой лист бумаги и скрутите его в трубочку – это будет ваш рупор. Скоро вы почувствуете, что его голос стал громче, а произносимые звуки звучат чётче.

   Попросите ребёнка закрыть одно ухо ладошкой и пропеть – так он будет слышать себя и стараться попадать в ноты.

    Так же можно попеть в длинную резиновую трубочку: один конец поднести к губам, а другой к уху, тогда ребёнок услышит себя.

«ПО РОЛЯМ»

   При выборе песни старайтесь, чтобы в содержании было много ролей. Есть очень хорошая русская попевка «Тень-тень потетень». Мелодия однообразная, а ролей много. Вот её текст:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень.

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

-Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

-Поди, догоняйка!

Похвалялися ежи:

-У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

-Могу песни я петь!

     Исполняя такие песни, вы можете петь голосом лисы, зайки, медведя, ёжика.

«ЭХО»

     Поиграйте в игру «Эхо кукушки». Вы издаёте каждый раз два звука разной высоты: «Ку-ку». Ваш малыш - «Эхо» - должен точно повторить ваше пение. Если «Эхо» ответило чисто, то теперь вам надо поменяться ролями. Теперь ребёнок становится кукушкой, а вы - эхом.

   Такие игры – занятия развивают у ребёнка артикуляцию и совершенствуют голосовой аппарат. Запоминая слова песни, ребёнок улучшает свою память, а при выборе того или иного репертуара малыш высказывает своё «Я». Придумывайте различные музыкальные игры и играйте в них вместе с ребёнком. Игровые занятия доставляют массу положительных эмоций и будут способствовать развитию у малыша музыкального вкуса. 

   Музыкальное мышление является предком речевого, его фундаментом и предшественником: вот почему детская речь так интенсивно развивается под воздействием музыкальных занятий. Пойте вместе с ребёнком, пусть это станет доброй семейной традицией. В будущем пение украсит жизнь ваших взрослых детей, даря им ощущение радости и счастья.

Разделы сайта